19 ноября мы будем отмечать 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова

18 НОЯБРЯ 2011 | 14:33

/netcat_files/85/103/h_e302c63af6116eb7c3ad69933924fa9d

«Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А.С. Пушкин

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.  А.С. Пушкин писал: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I.

Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знаниям, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.

Зимой 1730 г. Михаил Ломоносов ушел с обозом в Москву. Нелегкими были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться”, - Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.

Сенатское предписание пришло как нельзя кстати: в числе лучших двенадцати учеников, вызывавшихся в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург. 3 ноября 1736 г. студент прибыл в Марбург к Вольфу, а затем должен был обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге.

8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию.  Профессорская деятельность Ломоносова с первых шагов отличалась важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство в России химической лаборатории, вторым — издание ломоносовского перевода “Экспериментальной Вольфиянской физики”. Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и основы русского научного языка.

Период 1745-1750 гг. характеризуется большими творческими достижениями Ломоносова. Он разработал и обосновал новую отрасль знания - физическую химию, кинетическую теорию теплоты и газов, сформулировал закон сохранения материи и движения. В то же время Ломоносов вел кипучую научно-организационную, педагогическую и литературную деятельность. К концу этого периода он - знаменитый автор од, трагедий, признанный оратор, его “слова” на торжественных актах пользуются большим успехом, он горячо полемизирует с академиком Миллером о начале русской истории, начинает опыты по изготовлению окрашенных стекол (мозаика).

6 сентября 1751 г. Ломоносов произнес свое знаменитое “Слово о пользе химии”. Он разработал и прочитал в 1752- 1754 гг. совершенно новый и необычный курс физической химии. В своих физико-химических исследованиях Ломоносов далеко опередил свой век: физическая химия как наука появилась только в конце XIX в. Ломоносов является одним из основоположников кинетической теории теплоты и газов, автором закона сохранения материи и движения.  Он впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон Бойля. Введя в химию весы, он доказал неправильность мнения об увеличении веса металлов при их обжигании в “заплавленных накрепко стеклянных сосудах”.

Он впервые высказал мысль о связи электрических и световых явлений, об электрической природе северного сияния, о вертикальных течениях как источнике атмосферного электричества. Защищая волновую теорию света, Ломоносов в оптике проделал большую работу по конструированию оптических приборов, по цветам и красителям, по преломлению света.
Много сил отдавал Ломоносов в этот период созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.

В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля скончался. Он умирал с тяжелым сознанием гибели своих начинаний. Ученый оставил после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась наукой в течение 100—150 лет после его смерти.

Идеи у Ломоносова не были случайными догадками. Они являлись результатом его стройного научного мировоззрения. Ломоносов был разносторонним и глубоким философом, мечтавшим написать грандиозную корпускулярную философию природы, объясняющую все явления органической и неорганической природы с единой точки зрения.

Великое имя и дела Ломоносова вдохновляли и продолжают вдохновлять русскую научную мысль. Настало время для осуществления его заветной мечты о могуществе русской науки, и по-новому воспринимает  молодежь дошедший к ней через века призыв к познанию нового и неизведанного.

И.А. Полуянович, зав. лабораторией кафедры ХиЭ.

В статье использованы материалы работы Ф.М. Дягилева «Из истории физики и жизни ее творцов».